Новости
Руководители госкомитета по экологической политике и природным ресурсам при Главе ДНР ответили на вопросы (ч.3)
- Администратор
- Новости
Вопрос 11. Есть информация, что одно предприятие получило лицензию на работу с опасными отходами. Мы хотели бы узнать, что это за предприятие, но никакой информации о них нет.
Бондаренко Алексей
Да, есть такое предприятие, называется ООО «Экогринпром». Оно получило у нас лицензию на сбор, транспортировку и размещение отходов, в том числе и опасных. Но пока только на размещение, т.е. хранение, без переработки. Например, по ртутным люминесцентным лампам пока у них нет лицензии на переработку и утилизацию. Да, они говорят, что у них уже якобы закуплено оборудование, но опять же, мы понимаем, что оборудование нельзя так просто взять и поставить, ведь это проект, это экспертиза. Когда они это запустят (если запустят), получат положительное заключение государственной экспертизы, они тогда смогут эту лицензию расширить и внести туда обезвреживание, переработку и утилизацию отходов. Т.е. пока что они все это просто размещают где-то. Хотя это уже немало. Потому что до этого не было и такого предприятия и все остальные предприятия были вынуждены все это хозяйство накапливать у себя. А накапливать у себя – это, помимо того, что занимается какая-то площадь, еще существует понятие экологический налог. Т.е. если свыше 11 месяцев – в несанкционированном месте, то это уже «пятикратка» (умножаем на 5 экологический налог). Эта информация у нас есть на сайте, в разделе «лицензирование». Там есть информация о всех субъектах хозяйствования, которые получили ту или иную лицензию. Вы это легко можете посмотреть. Там есть и это предприятие ООО «Экогринпром». На подходе еще несколько субъектов, но у них не очень серьезный подход. Это мое личное мнение. Называть я их не буду, но дай бог, чтобы они все-таки тоже подключились.
Павел Шатохин
Я немного поправлю, дело в том, что о батарейках речь не идет. Это предприятие получило лицензию на сбор и долгосрочное хранение на совей территории люминесцентных ртутьсодержащих ламп, аккумуляторов и отработанных масел. Это из опасных отходов (1 – 3 классы опасности). Также они принимают для размещения шины (4 класс опасности). Поэтому действительно, предприятие на сегодня занимается только сбором и хранением этих отходов. Т.е. по сути, они у других предприятий за деньги принимают эти отходы для хранения у себя. По их словам, они уже приобрели в РФ и привезли установку по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп. Такие установки функционируют и в России, и в ЛНР. Предприятие планирует в краткосрочной перспективе завезти установку по регенерации и переработке масел. А в долгосрочной планируют заняться переработкой шин, которые они принимают. С батарейками ситуация немного другая. Возможно, имелись в виду аккумуляторные батареи, но о пальчиковых и других «бытовых» батарейках пока речь не идет.
Вопрос 12. К слову о батарейках. Прошлым летом появилась информация, что институт цветных металлов получает лицензию...
Бондаренко Алексей
Да, они все еще ее получают. Мы проводили с ними совещание. Это был еще чуть ли не 2018 год. У них планов очень много. Они подавали документы на экспертизу, на лицензирование. Но все равно они пока еще «в процессе».
Павел Шатохин
Институт цветных металлов, кажется, пытается ухватиться за все сразу. Хватаются за все, но пока «до ума» ни один свой проект не довели. Проблема с батарейками – насущная, беспокоит многих жителей и какие-то отдельные предприятия. И нам поступает достаточно обращений по этим вопросам. С батарейками ситуация сложная в каком плане? Батарейки относятся к опасным отходам (2-3 класс опасности). Для того, чтобы такие отходы собирать и хранить, нужны, во-первых, специализированные объекты, построенные в соответствии с требованиями безопасности; во-вторых, разрешительные документы, лицензии. Сегодня на территории республики подходящих объектов, предназначенных для хранения таких отходов, нет. И субъектов, занимающихся такой деятельностью, тоже нет. Часто жители пишут, мол, «вот, в РФ батарейки перерабатывают». Да, в РФ батарейки перерабатывают, и там на всю Россию всего три таких завода. Но они принимают эти батарейки за деньги. В России в цену каждой батарейки включен экосбор (сбор на утилизацию), за счет которого можно финансировать эти мероприятия, у нас такого пока нет. Знаю, для населения ставит коробки в магазинах, и батарейки забирают оттуда. Но, опять же, чтобы сделать у нас такое, нужны специальные предприятия, которые требуют финансирования. Нужны объекты для временного хранения этих батареек. Должен быть специализированный транспорт. Получение лицензий одноразовых в России на ввоз каждой партии батареек. Т.е. все это действительно сложно наладить. К тому же, предприятия, которые будут здесь работать, в связи с тем, что это батарейки от населения, с каждого человека деньги брать не будешь («я у тебя забрал батарейку – ты мне за это платишь»). Т.е. по сути, люди бесплатно отдают, кто-то бесплатно должен это возить. А бесплатно – это значит себе в убыток. Это все должно откуда-то дотироваться. На сегодняшний день эта проблема не решаемая.
Вопрос 13. Возможно, стоит больше общаться с населением. Люди берут инициативу в свои руки, ставят специальные коробки, начинают собирать (этим занимаются даже некоторые магазины). Потом приходят экологи, требуют лицензию, забирают все эти батарейки и оказываются плохими.
Павел Шатохин
Была такая ситуация, когда к нам поступила информация о том, что какая-то сеть магазинов принимает батарейки. Наш человек туда пришел и просто поговорил с руководством магазина и все разузнал. Они сказали, что «когда мы ездим в Россию за товаром, мы, чуть ли не в карманах, перевозим эти батарейки и там бросаем в специальные коробочки». Это не совсем правильно с точки зрения законодательства.
- Но это все же лучше, чем выкидывать их просто в обычные мусорники.
Павел Шатохин
Возможно. Но если они неофициально этим занимаются, мы не можем не отреагировать. Потому что потом будут к нам вопросы о том, почему кто-то незаконно осуществляет деятельность, которая подлежит лицензированию. Это первое. Второе, сегодня они это возят в карманах и чемоданах, а завтра их на таможне «хлопнут». И будут вопросы, куда девать все, что там изъяли. И что мы тогда будем делать?
Бондаренко Алексей
Хорошо, если так, если люди потом не отчаются и не высыпят это концентрировано в кучу.
Павел Шатохин
Дело в том, что на сегодняшний день эти батарейки хранятся либо у населения, либо их выкидывают, после чего они попадают на полигон. Мы понимаем, что на полигонах они наносят определенный вред окружающей среде. Но они наносят вред среди других отходов, а не в посадках, вблизи водоемов и почв, где может быть загрязнено что-либо. Это может нанести больший вред окружающей среде и здоровью населения, которые могут на этих территориях что-то выращивать.
Вопрос 14. Насколько нам известно, переработка батареек – процесс нерентабельный. В Китае, если я не ошибаюсь, занимались какое-то время консервацией, захоронением в герметичных емкостях.
Павел Шатохин
Насколько мне известно, такое есть в Японии. Они сделали объекты, где захоранивают эти отходы, изолируют их от окружающей среды, чтобы они не причиняли вред. По поводу рентабельности не знаю, в России работают три завода. Все батарейки содержат ценные металлы, которые используются в химической промышленности. Они эти батарейки перерабатывают, извлекают оттуда полезные компоненты. Проблема для нас в том, что эти технологии и создание таких мощностей – это колоссальные затраты, которые мы сейчас позволить себе не можем. Для нас единственная возможность избавиться от этих батареек – это кому-то их передать, поместить их в могильник (последовать примеру Японии). Но строительство этого могильника, опять же, подразумевает проектную документацию, значительные капиталовложения. Не такие значительные. Как строительство перерабатывающего завода, но это все равно большие деньги, которых у нас сейчас нет.
-Т.е. такой вариант, как создание могильников, рассматривался?
Бондаренко Алексей
Если будут соблюдены все условия, если все будет изолировано, то все возможно.
Павел Шатохин
Можно было бы сделать временные могильники, чтобы через 10, 20, 50 лет можно было их куда-то передать или переработать их у себя. Но на сегодняшний день финансово-экономическая ситуация эти планы реализовать не позволяет.
Бондаренко Алексей
Если мы говорим о каком-то государственном предприятии, то выделяются финансы из бюджета. А обязать это делать частные субъекты мы не можем, если для него это будет не выгодно. Мы должны действовать в рамках закона.
Вопрос 15. Еще не так давно у председателя комитета было интервью на телеканале «Оплот». У него есть предложение ввести экологическую пошлину («утилизационный сбор»). Т.е. чтобы с этого сбора в какой-то фонд направлялись средства, на которые будет возможность построить мусороперерабатывающий комплекс.
Бондаренко Алексей
Можно ведь и не только комплекс. Да, есть такое понятие «утилизационный сбор», в России он работает относительно товаров, которые утратили свои потребительские свойства. Большинство товаров – в таре, в упаковке едет или производится. Что происходит со старой упаковкой? Ведь товар потребляется, и вместе с упаковкой куда-то девается. Здесь работает утилизационный сбор. Либо предприятие берет на себя законодательное обязательство собрать и утилизировать тару и упаковку самостоятельно, либо оно передает такие обязательства специализированному предприятию, которое этим занимается, либо платит государству утилизационный сбор, который рассчитывается специально. Было бы хорошо, если бы это сбор шел не просто в «общую корзину», а в определенный целевой фонд, например, на мусороперерабатывающий завод. Мы с этой идеей вышли в правительство, есть специальная рабочая группа при правительстве. Уже даже есть определенные нормативно-правовые акты. Потому что требуется: а). внесение изменений в Закон «Об отходах производства и потребления»; б). «подзаконка», где будет прописан весь механизм. Есть такой законопроект, он уже разработан при активном участии министерства доходов и сборов, он сейчас находится на рассмотрении. По вопросам целевого фонда пока идут переговоры, потому что здесь есть определенные сложности.
Вопрос 16. Не приведет ли введение этого специального сбора к подорожанию продукции?
Бондаренко Алексей
Мы прежде чем выступать с такой инициативой, все просчитывали. Увеличение стоимости на одну ПЭТ бутылку - примерно 0,01 копейки.
Павел Шатохин
Есть такое понятие РОП, т.е. «расширенная ответственности производителя». Этот термин и его принципы используются и на западе, и в России. Он подразумевает, что каждый производитель делает продукцию, которая в перспективе станет отходами, а в последствии он берет на себя ответственность за переработку этих отходов. В каком плане: он обязуется либо собрать эти отходы и переработать, утилизировать их, либо заплатить, чтобы вместо него это кто-то собрал. Для того, чтобы урегулировать этот вопрос, вводится утилизационный сбор. Т.е. в стоимость товара сразу закладывается сумма, которая пойдет на сбор и утилизацию этих отходов. Нами прорабатывался этот вопрос, чтобы ввести этот сбор у нас. Он распространяется как на товары, производимые на территории государства, так и на продукцию, которая импортируется. У нас была идея ввести этот сбор на импорт, чтобы пока не «нагружать» местных производителей. Мы прорабатывали этот вопрос с рабочей группой, с Министерством доходов и сборов, с другими министерствами. Мы столкнулись со следующей проблемой. В России на сегодняшний день – это отдельный сбор, не налоговый, но планируется это сделать налоговым платежом. Наши решили не ждать, когда это введут в России и сделать это налоговым платежом. Т.е. это из плоскости экологического законодательства плавно перетекло в плоскость налогового законодательства. «Налоговики» уже сделали проект закона, который направили в правительство, чтобы те посмотрели и дальше направили в Народный совет, для того, чтобы ввести этот налог на импортируемый товар. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день, если этот налог будет платиться, есть вероятность, что он попадет в общий бюджет. И получить с общего бюджета средства на проведение экологических мероприятий будет крайне сложно (всегда есть более приоритетные социальные статьи расхода – зарплаты, пенсии и т.п.). Создать отдельный фонд, в который бы эти деньги поступали, чтобы они потом могли целенаправленно использоваться конкретно на обращение с отходами, на сегодняшний день политика государства и законодательство нам не позволяют. Сейчас стоит вопрос, будет ли вообще этот платеж существовать, в условиях сложившейся ситуации. По поводу самого подорожания, действительно, мы, когда вносили в правительство предложения по поводу введения такого сбора, я сидел просчитывал все коэффициенты, суммы, массы, согласно российскому законодательству и могу сказать, что все может подорожать очень незначительно (десятые, сотые копейки). Чем тяжелее товар, тем больше сумма. Например, на холодильник будет наценка около 150 р. Однако глобально это на ситуацию с ценами отразиться не может.