Новости
Руководители госкомитета по экологической политике и природным ресурсам при Главе ДНР ответили на вопросы (ч.1)
- Администратор
- Новости
Заместитель председателя Госкомэкополитики при Главе ДНР Бондаренко Алексей Марьянович и заведующий сектором по обращению с отходами, охраны земельных ресурсов и недр Шатохин Павел Александрович ответили на вопросы представителям ОО "Зелёный Донбасс". В частности, были подняты вопросы об утилизации батареек,о состоянии полигонов, о системе раздельного сбора и общей стратегии развития отрасли. Полный текст интервью смотрите ниже.
Вопрос 1. Какова общая ситуация с мусорными полигонами в ДНР и, в частности, в Донецке. Какая стратегия по обращению с бытовыми отходами в целом?
Бондаренко Алексей
У нас в республике есть несколько десятков полигонов. Если говорить о бытовых отходах в Донецке, то такие есть в Ленинском районе (п. Ларино) и в Петровском районе. Есть еще (в п. Ларино) полигон промышленных и строительных отходов.
Ситуация с полигонами ТБО, скажем так, напряженная. Большинство полигонов – из прошлого века. Некоторые полигоны 50-х годов. То есть некоторые полигоны, даже если они строились по всем действующим на тот момент требованиям, все равно не отвечают современным санитарным и экологическим требованиям. Потому что тогда не было таких технологий. Плюс ко всему – земля. Они эксплуатируются уже давно. У каждого полигона ведь есть своя проектная мощность, которая в ряде полигонов уже практически исчерпана, в ряде – только на подходе.
Проблема есть. Что делать? Либо открывать новые полигоны, либо расширять старые, либо проводить топографо-геодезические изыскания для определения наличия свободных мощностей.
Мы исходим из того, что захоронение отходов на полигонах – тупиковое направление. Туда все отходы попадают скопом, так как у нас пока нет раздельного сбора: и те, которые можно использовать повторно, и бытовые опасные отходы (батарейки, лампочки). Все понимают, что бросать их туда нельзя, но знают, что бросать их больше некуда. И все это попадает на полигон, а в последствии закапывается.
Также мы понимаем, что эти земли исключены из хозяйственного оборота. Т.е. даже если мы полигон рекультивируем, все равно будут некие ограничения по дальнейшему использованию этих земель.
Какие у нас есть варианты? В первую очередь, полигоны нужно упорядочивать. Есть идея, мы ее разрабатываем совместно с Минстроем и ЖКХ, сделать крупный региональный полигон. Допустим, три: на юге, на востоке и в центре. Причем они должны отвечать современным требованиям. Чтобы не просто «нарезать» землю и в нее все закапывать, а, может быть, применять технологии сбора биогаза, использовать сортировочные линии (либо на самом полигоне, либо на подъезде).
А вообще, с этим вопросом тесно связан раздельный сбор отходов. Лучше всего это делать в каждом дворе. Тогда это будет грамотно. Естественно, полигоны должны быть в доступности. МинЖКХ разрабатывает такую концепцию, но пока это все на бумаге. Но мы понимаем, что все упирается в деньги. Также с полигонами связаны такие темы, как схема санитарной очистки или территориальная схема очистки. Что это означает? Рассчитывается, сколько контейнеров должно быть на каждый населенный пункт или двор, путь от каждого контейнера на полигон, на сортировочную станцию. Нормативы такие есть, но пока они на стадии разработки.
В России такие схемы уже утверждены, мы изучали их на примере Челябинской области. У них используются GPS-технологии. Прибор устанавливается на каждый мусоровоз, чтобы отслеживать его путь. У нас пока такого нет, как минимум в систематическом виде.
Павел Шатохин
Сегодня у нас есть 24 полигона на территории республики. Из них два полигона – промышленных отходов, остальные – бытовых. Средняя заполняемость полигонов – 63%, а в целом варьируется от 12% до 103%. Т.е. некоторые из полигонов слишком перегружены и должны быть закрыты.
Продлить срок эксплуатации полигонов можно, расширив площадь их основания. Но тут тоже есть много нюансов. Некоторые из них нельзя расширить по санитарным требованиям.
Да, кажется, что у нас много земель, но кинешься – они не все свободны. Также есть проблемы с изъятием земель, потому что у нас законодательно определено, что если земли изымаются из сельхоз или лесхоз оборота, то должны быть компенсированы потери. А кто будет компенсировать? Коммунальные предприятия, которые на это не имеют средств? А ведь потери зачастую доходят до миллионов рублей.
Мы докладываем о ситуации вышестоящему руководству и частично эти вопросы пытаются решить. Например, новоазовский полигон. По заданию Главы там проводилась работа, скоординировали, направили туда действия администрации, для того, чтобы там работа по оформлению документов шла в нужном русле.
Действительно в планах есть строительство региональных полигонов, перегрузочных станций, сортировочных линий.
Нами разрабатывается такой документ, как «Стратегия обращения с отходами на территории ДНР». Она будет включать, как коммунальные (бытовые), так и промышленные отходы. Там, по результатам анализа существующей обстановки, финансово-экономических механизмов, решения вопросов объемов образования и видов отходов, будет формироваться более четкий план действий с более понятными и конкретными мероприятиями.
Вопрос 2. У населения есть стойкий интерес к системе раздельного сбора, люди готовы это делать, с охотой заполняют специальные контейнеры для раздельного сбора. Есть некоторые энтузиасты, которые занимаются внедрением системы раздельного сбора. Как вы к этому относитесь?
Бондаренко Алексей
Правильно, но нужно понимать, что раздельный сбор сам по себе не нужен. Какой в этом смысл, если к таким контейнерам подъезжает мусоровоз и все сваливает в одну машину и везет на один полигон? Раздельный сбор должен предполагать определенную инфраструктуру, ту же схему саночистки. Чтобы одна машина повезла отходы на полигоны, а другая - на сортировочную станцию. Поэтому главный вопрос – вопрос сбыта.
Павел Шатохин
Раздельный сбор нужен для того, чтобы отбирать отходя, которые пригодны для повторного использования (в производстве, в промышленности). Если у нас, на территории республики не будет объектов, которые могут их использовать, то эти ресурсы просто не будут никому нужны. И те деньги, которые будут вкладываться в создание такой инфраструктуры, будут просто «закопаны в землю». Сегодня у нас есть ряд предприятий, которые занимаются переработкой, утилизацией отходов. В основном предприятия по производству бумаги, которые перерабатывают макулатуру. Также есть предприятия по обработке полимеров. Есть предприятие, которое может перерабатывать резину, но у него сейчас проблемы со сбытом продукции.
Бондаренко Алексей
Т.е. экономику никто не отменял. Никто не будет вкладывать деньги в переработку сырья, которое переработали и выбросили.
Вопрос 3. О рынке вторсырья. После общения ь с предпринимателями, которые занимаются пунктами приема вторсырья, выяснилось, что главная проблема в том, что нет рынка сбыта. Те предприятия, которые работают, они увозят сырье и сбывают в РФ. Т.е. у нас нет конечного предприятия, которое из этого сырья могло бы делать продукцию.
Павел Шатохин
Тот объем, который они собирают, ограничен спросом на эту продукцию. Например, «треугольники», в которые можно скалывать бутылки, стоят только на территории Кировского района. Судя по всему, если они не ставят их на территории других районов, значит того объема, который они собирают, им хватает. Если будет спрос на эту продукцию, возможно предприятия расширят ареал своего присутствия на территории республики.
Вопрос 4. Насколько нам известно, что совместно с общественной палатой, одна из таких компаний планировала появиться в Ленинском районе. Они сделали новые контейнеры в виде параллелепипедов. И проблема в том, что таким предпринимателям нужно согласовывать все нормы с чиновниками, архитектурной службой и санэпидемстанциями. Если у нас такая сложная ситуация с рынком вторсырья и не так уж много предприятий, которые работают в этой области, возможно стоит хотя бы отменить какие-то пошлины?
Бондаренко Алексей
Есть такое законодательство, касательно РФ, согласно которому, ввоз отходов, мягко говоря, ограничен. Эта норма действует в международном законодательстве. Есть такая Базельская конвенция, еще прошлого века, согласно которой страны стараются чужие отходы не принимать. Особенно, если мы говорим об особо опасных отходах, то это эмбарго. Российская Федерация не исключение. В нашем законодательстве тоже запрещен такой ввоз. Отменить пошлины – это вопрос скорее не к нам, вопрос к таможенным органам, к министерству экономического развития. Мы тоже должны понимать, что, если это международная торговля, то есть две стороны: наша и Российской Федерации. Их политика, как и любая другая грамотная, защищает отечественного производителя. Или нужно сильно демпинговать, но тогда насколько выгодно здесь этим заниматься? С международной торговлей не все так просто. Поэтому действительно у нас было бы неплохо создать какие-то перерабатывающие мощности. Но у нас, вы понимаете, населения не так много и ситуация довольно сложная.
Вопрос 5. Допустим, если у нас появятся какие-то перерабатывающие мощности, можно было бы, чтобы из этого потом выходили какие-то блоки, или плитка, или еще что-то. Может быть вы знаете о подобных планах на будущее?
Бондаренко Алексей
Готового проекта, как говорится, «от» и «до», мы пока не проходили. Пока это все только на уровне концепции. Видите, у нас действительно есть компания по переработке резины, у которой есть все, но проблема только в рынке сбыта. Они готовы хоть сейчас эту резину вывозить, но в РФ это затруднено, а у нас не получается это делать, как минимум в таких объемах.
Павел Шатохин
По поводу вывоза в РФ. По законодательству Российской Федерации вывоз туда отходов для захоронения запрещен в принципе. А для утилизации и переработки разрешено только по отдельным лицензиям Минэкологии РФ. То есть здесь тоже есть свое административное регулирование.
По поводу производства продукции. У нас есть сырье, которое можно собирать и использовать в производстве продукции. И эта продукция уже может быть импортирована, на этом можно зарабатывать. Но для того, чтобы это производилось, нужны заинтересованные лица, которые буду вкладывать сюда деньги, которые построят, создадут, будут получать с этого какую-то прибыль. Когда появляются заинтересованные инвесторы, иногда такие приходят консультироваться, мы им помогаем, разъясняем какие нужны разрешения. В любом случае на переработку отходов должна быть проектная документация и заключение экологической экспертизы, чтобы жители республики могли чувствовать себя в безопасности, что под их боком не поставят что-то, что будет негативно влиять на их здоровье и состояние окружающей среды. Пока на экспертизу нам никто не подавал такие проекты, которые потом могли бы быть реализованы с целью переработки отходов
Бондаренко Алексей
Это справедливое требование, потому что я помню, как при Украине были большие скандалы по переработке породных отвалов. Например, когда начали разбирать породный отвал, нарушили технологии. Представьте, вы живете спокойно и тут бульдозером начинают дымить и шуметь. Т.е. людей, с одной стороны, это отпугивает, а, с другой стороны, мы же не можем просто сказать «ребята, разбирайте все, что хотите». Люди как-то пугаются, но видимо как-то не очень заинтересованы. Это же не какие-то заоблачные требования, где надо миллиарды вложить. Проект, да, конечно, стоит денег, но если серьезно к этому подходить, то люди должны понимать, что нужно сделать и такое.
Павел Шатохин
К системной работе не готовы. Когда узнают, что нужно оформлять ряд документов, у людей руки опускаются и они уходят. Хотя требования, например, к тем же контейнерам для сбора «вторички», по моему мнению, не такие уж и фантастические. Должны быть контейнерные площадки, на которых эти «пирамидки» будут ставиться. Мыть эти контейнеры нужно, хотя бы раз в год. Было бы желание.
Бондаренко Алексей
Не все так страшно, как людям кажется. Когда реализуют какой-то проект, слышишь «вот, чиновники опять все зарубили». Но просто нет серьезного подхода. Приходят, говорят «давайте начнем», «у меня много интересных идей». Я отвечаю «вот у нас экспертиза напротив, зайдите туда, зайдите сюда, потом – ко мне». Полтора года прошло – человек просто ушел. Ты же не будешь его насильно организовывать.